Функциональная грамотность

Читательская грамотность — это умение школьника не только прочитывать книгу, но также понимать и пользоваться письменными текстами на практике. Педагогам очень важно повышать читательскую грамотность учеников начальной школы, потому что это помогает решать учебные и практические задачи. Чем конкретно помогает читательская грамотность? Какие дидактические материалы использовать? Об этом расскажем в статье.

Что входит в читательскую грамотность

Читательская грамотность формируется не только на уроках литературы, но и, например, на занятиях по окружающему миру. Посмотрим, из чего строится читательская грамотность:

  1. Опора на текст (параграф или книга): ребёнок извлекает из текста информацию и соединяет полученные данные в ответ.
  2. Школьник работает с заданием к тексту: осмысливает/оценивает содержание и форму текста.

Обладая читательской грамотностью, младшие школьники сформируют умение понимать, анализировать, а также видоизменять текст. Кроме того, они «на раз-два» выполняют задания типа «Озаглавь текст», «Выдели главную мысль», «Составь план рассказа», «Сделай подробный пересказ», «Выдели ключевые слова», «Объясни значения слов», «Преобразуй текст в таблицу либо кластер» и др.

Виды дидактических материалов

Для развития читательской грамотности в начальной школе есть множество практических работ. Все они разрабатываются педагогами с опорой на ФГОС для начального общего образования. Тексты для младших школьников бывают разными:

  • текст рассказа или стихотворения «вверх ногами»;
  • деформированный текст;
  • текст, в котором пропущены гласные буквы;
  • текст, в котором некоторые слова заменены картинками;
  • текст, в котором нет пробелов;
  • текст с пунктирными словами;
  • текст, в котором есть обычные слова и слова наоборот;
  • текст, который написан разными шрифтами;
  • текст, в котором закрыта верхняя или нижняя часть строки;
  • «зашумлённый» текст, или текст с наложением паутинки, решётки и др.

По мере взросления ребёнка можно усложнять способы чтения и обработки информации, анализировать вместе с художественными и научно-популярные тексты.

Читательская грамотность поможет на экзамене

Навыки работы с текстами помогут школьникам не только лучше усваивать учебный материал, но и с лёгкостью справляться с итоговыми работами по русскому языку и литературе (контрольные работы, ВПР за 1, 2, 3 и 4 классы). Причём при прохождении ВПР читательская грамотность пригодится буквально — во Всероссийских проверочных работах по русскому языку есть для этого специальные задания.

Проверка читательской грамотности в 4 классе

В каждом классе начальной школы дети на уроке или дома с родителями отрабатывают читательскую грамотность. Как выглядит практикум? Рабочие листы для проверки читательской грамотности — это задания со словами или с текстами для учащихся 1, 2, 3 и 4 классов.

В качестве примера мы подготовили рабочий лист с текстом и вопросами для проверки читательской грамотности в 4 классе по предмету «Окружающий мир».

Возможно, первое время ребёнку будет сложно построить рассказ о прочитанном или пересказ параграфа, но с практикой уровень его читательской грамотности обязательно повысится. Желаем успехов в учёбе!

Примеры открытых заданий по читательской грамотности:

Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

Банк ситуаций: https://media.prosv.ru/func/

___________________________________________________

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»:

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

СИПКРО:

http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgoХочу такой сайт

Издательство «Просвещение»:

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов:

https://banktestov.ru/test/3674

Московский центр качества образования:

https://mcko.ru/articles/2127

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник:

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/Хочу такой сайт

Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

Открытые задания PISA:   https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 

Электронный банк заданий по ФГ : https://fg.resh.edu.ru/Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылкеhttps://resh.edu.ru/instruction

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ:https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Лаборатория функциональной грамотности:https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)

 Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

План деятельности опорной школы.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение опорных школ.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо ДИРО .pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 _Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минпросвещения от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 _Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности_.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Функциональная грамотность. ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ_Креативное мышление.pdf (скачать) (посмотреть)
Функциональная грамотность - современный вызов для образования. Материалы онлайн конференции.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».